Усиливается ответственность членов правительства перед парламентом

На вчерашнем заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса были рассмотрены ряд законопроектов, включенных в повестку дня заседания палаты, направленных на дальнейшее осуществление реформ в общественно-политической, социально-экономической и судебно-правовой сферах. Среди них и проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением ответственности членов правительства перед парламентом», внесенный депутатами Законодательной палаты.

Проект подготовлен в целях усиления ответственности членов правительства перед парламентом и реализации задач, поставленных Президентом Республики Узбекистан в своем Обращении Олий Мажлису 28 декабря 2018 года.

Проект закона предусматривает два нововведения. Это участие Законодательной палаты Олий Мажлиса в процессе утверждения членов правительства и заслушивание палатами Олий Мажлиса отчета Премьер-министра о ходе реализации государственной программы на соответствующий год, вытекающей из Послания Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису Республики Узбекистан.

Следует отметить, что в настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и другими законами установлен следующий порядок назначения и утверждения членов правительства:

кандидатура Премьер-министра рассматривается и утверждается Олий Мажлисом по представлению Президента Республики Узбекистан, внесенного политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест (на практике на совместном заседании палат);

утверждение и освобождение от должности членов Кабинета Министров осуществляется Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра;

В состав Кабинета Министров входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан.

При этом в ходе подготовки данного проекта закона изучен опыт более 50 стран.

Зарубежный опыт позволяет выделить три подхода в данном вопросе:

1) согласование с парламентом (одобрение, выражение вотума доверия) кандидатуры члена правительства, внесенного главой государства или правительства (США, Франция, Ирландия, Италия, Босния и Герцеговина, Румыния, Казахстан, Египет, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Молдова, Польша, Филиппины, Хорватия, Эстония и др.);

2) назначение (утверждение) члена правительства парламентом по представлению главы государства или правительства (Бельгия, Швеция, Израиль, КНР, Грузия, Словения, Болгария, Македония, Чехия, Кыргызстан, Таджикистан);

3) формирование правительства непосредственно из числа членов парламента(Великобритания, Япония, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Малайзия – страны с парламентской формой правления).

В большинстве стран с двухпалатным парламентом утверждение членов правительства является исключительной компетенцией нижней палаты (Бельгия, Босния и Герцеговина, Ирландия, Казахстан, Польша, Чехия, Малайзия и др.), в некоторых – верхней палаты (США), в других – компетенцией обеих палат парламента (Италия, Румынии, Япония, Таджикистан, Филиппины).

В связи с этим и с учетом зарубежного опыта проектом закона предлагается следующий порядок одобрения членов правительства парламентом:

сохраняется действующий порядок утверждения кандидатуры Премьер-министра;

кандидатуры первого заместителя, заместителей Премьер-министра, министров и председателей государственных комитетов утверждаются Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра, внесенному после одобрения кандидатуры Законодательной палатой;

кандидатура члена Кабинета Министров рассматривается и одобряется на заседании Законодательной палаты после его предварительного рассмотрения ответственным комитетом, фракциями в Законодательной палате;

кандидат на должность члена Кабинета Министров при рассмотрении и одобрении его кандидатуры в Законодательной палате представляет план действий, предусматривающий взаимосвязанные с программой действий Кабинета Министров правовые, экономические, социальные, организационно-технические меры по достижению целевых показателей и задач на перспективу;

в случае отклонения Законодательной палатой кандидатуры члена Кабинета Министров, Премьер-министр вносит новую кандидатуру для рассмотрения и одобрения.

Член Кабинета Министров приступает к выполнению своих обязанностей после его утверждения Президентом Республики Узбекистан.

В своем Послании Олий Мажлису Президент страны Шавкат Мирзиёев предложил ввести практику заслушивания отчета Премьер-министра вместе с членами правительства о проделанной работе по исполнению, вытекающей из самого Послания. Необходимо отметить, что недавно глава государства подписал Указ «О первоочередных мерах по повышению ответственности Кабинета Министров Республики Узбекистан за эффективность реализации стратегических задач социально-экономического развития страны», где также предусмотрено аналогичное поручение Премьер-министру.

В этих целях в проекте закона отражен механизм, предусматривающий, что Премьер-министр вместе с членами правительства будет ежеквартально представлять в палаты Олий Мажлиса отчет о ходе реализации государственной программы на соответствующий год, вытекающей из Послания Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису Республики Узбекистан.

Предлагаемые изменения и дополнения поспособствуют активизации деятельности парламента в принятии важных решений и контроле за исполнением законов, а также усилению ответственности членов правительства перед парламентом.

Данный процесс в обязательном порядке будет освещаться в средствах массовой информации, что даст возможность нашим гражданам быть в курсе того, что делается правительством для выполнения поставленных в Послании задач. Одним словом, деятельности правительства оценку даст сам народ.

 

Шухрат МАМАДЖАНОВ,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции НДП Узбекистана

| 2357 20.02.2019



×
Карта портала