Депутаты рассмотрели исполнение Государственного бюджета в I полугодии 2018 года

7 августа текущего года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. В нем депутаты рассмотрели итоги исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов в I  полугодии 2018 года.

Данный вопрос сначала был обсужден на заседаниях фракций политических партий и депутатской группы Экологического движения Узбекистана, а также на расширенных заседаниях профильных комитетов Законодательной палаты. 

На заседании депутаты обратили особое внимание на постановление Президента страны от 22 августа 2018 года “О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе”, направленное на совершенствование процессов формирования и исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, обеспечение в этом непосредственного участия народа, отметили, что данный документ послужит дальнейшему повышению открытости и прозрачности бюджетных данных, дальнейшему усилению парламентского и общественного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств.

В ходе заседания особо подчеркивалось, что реализация соответствующих современным требованиям масштабных перспективных реформ со стороны Президента страны в деле последовательного осуществления намеченных в Стратегии действий приоритетных задач, коренного развития социально-экономических сфер в жизни общества создает широкие возможности для организации экономики на новой основе, ее дальнейшей либерализации, модернизации и диверсификации производства, рационального использования ресурсно-сырьевого потенциала регионов, осуществления активной инвестиционной политики и улучшения бизнес-среды, послужило обеспечению  макроэкономической стабильности и высоких темпов экономического роста в I полугодии 2018 года.

В результате этого, по итогам I полугодия текущего года, валовый внутренний продукт страны составил около 153 триллиона сумов, в этом направлении рост по сравнению с прошлым годом равен 4,9 процентам. Вместе с тем, относительно соответствующего периода 2017 года достигнут рост в промышленности – на 6,1 процент, в сельском, лесном и рыбоводческом хозяйстве – 2,7 процента, строительстве – 9,7 процента, в сфере услуг торговли, проживания и питания – 1,7 процента, других услуг – на 5 процентов.

На заседании отмечалось, что в результате комплексных мер, осуществленных в деле развития экономики страны и в области налогово-бюджетной политики, в частности, совершенствования налогового администрирования и межбюджетных отношений, укрепления доходной базы местных бюджетов, в первой половине 2018 года Государственный бюджет осуществлен согласно утвержденным параметрам, обеспечено его исполнение на 144,3 млрд. сум или с профицитом в 0,1 процента относительно ВВП.

Депутаты говорили об исполнении доходов госбюджета, положительно оценили то, что в отчетный период доходы Государственного бюджета составили 33 161,5 млрд. сум, относительно соответствующего периода прошлого года достигнут рост в 47,7 процента, намеченный план выполнен на более 4 863,7 млрд. сум или на 117,2 процента.

Депутаты акцентировали внимание также на расходах Государственного бюджета. Констатировалось, что эти расходы составили (без государственных целевых фондов) 33 017,2 млрд. сумов. В отчетный период обеспечена социальная ориентированность расходов Государственного бюджета, в сферу затрачены средства в объеме 55,7 процента общих расходов. При этом заслуживает внимания то, что придано важное значение последовательному повышению реальных доходов населения и его социальную защиту, развитию сфер образования, здравоохранения, культуры, науки, литературы, искусства и спорта, своевременное финансирование целевых программ по возведению доступного жилья, развитию и модернизации социальной инфраструктуры в городах и сельской местности с целью дальнейшего улучшения условий жизни населения.  

На заседании особо отмечалось, что выполнение задач, намеченных Президентом страны в деле дальнейшего улучшения условий жизни населения, возведения доступного жилья, реализации таких социально значимых крупных проектов, как “Благоустроенное село”, “Благоустроенная махалля”, было обозначено в качестве приоритетного направления исполнения Государственного бюджета. В частности, об этом свидетельствует тот факт, что на сферу образования выделены 52,2 процента социальных расходов, размер средств, направленных из Государственного бюджета на сферу здравоохранения, составил 4 178,8 млрд.сум.

В 2018 году увеличены объемы финансирования скорой медицинской помощи. Внедрен новый порядок централизованного обеспечения бригад скорой медицинской помощи в регионах лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Объемы финансирования онкологических учреждений относительно 2017 году увеличены в 1,5 раза. Кроме того, в отчетный период санаториям и домам-интернатам для престарелых и инвалидов направлены средства в объеме 52,8 млрд. сум, домам-интернатам для детей-инвалидов младшего возраста – 18,9, подразделениям оказания социальной помощи в домашних условиях – 18,1, центрам реабилитации инвалидов - 12 млрд. сум средств.

На расходы для социальной поддержки и повышения уровня жизни населения из Государственного бюджета выделены средства в размере 1 397,8 млрд. сум. Лишь для пособий инвалидам с детства из Государственного бюджета выделены 511 млрд. сум, что свидетельствует об усилении внимания данной сфере.

В результате мер, осуществленных в деле усиления самостоятельности и ответственности местных органов государственной власти при формировании местных бюджетов и эффективном использовании средств в первом полугодии текущего года в местные бюджеты поступили дополнительные средства в объеме 1 трлн. 715 млрд. сум. Это почти в 6 раз больше относительно соответствующего период прошлого года, средства оставлены в распоряжении местных хокимиятов, затрачены на развитие регионов и решение имеющихся на местах проблем и актуальных вопросов.

Вместе с тем, депутаты указали на наличие также некоторых недостатков, связанных с нецелевым и неэффективным использованием бюджетных средств. В частности, было подвергнуто критике то, что в отчетный период в отдельных бюджетных организациях допущены финансовые правонарушения, связанные с расходованием средств, вследствии несоблюдения платежной дисциплины в некоторых отраслях возникают дебиторские и кредиторские задолженности, особенно просроченная задолженность перед бюджетом. Отмечалось, что важное значение имеет усиление исполнительской дисциплины должностных лиц министерств и ведомств, органов государственной власти на местах, осуществление строгого парламентского контроля за своевременным и качественным исполнением Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов в последующие отчетные периоды.

Одним словом, на заседании исполнение в отчетный период основного финансового документа страны было рассмотрено в духе критики и анализа.

По итогам заседания, принято постановление об утверждении отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов в первом полугодии 2018 года.

 

Пресс-служба Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан 

| 2671 27.08.2018



×
Карта портала